В эфире: И. Медведев - Авантюристы с большой дороги
Чт 16 Августа
20:42
Изобретения и изобретатели: история в звуке

Имена большинства изобретателей до наших дней не сохранились. Неизвестно, например, кто изобрёл парус – первый движитель, который не требовал приложения мускульной силы. Также остаётся тайной, кто догадался поместить в реку специальное колесо и заставил воду вращать мельничные жернова. А кто первым согнул упругую ветку и закрепил на ней тетиву? Тоже неясно!  

И все же некоторых обладателей тонкого и пытливого ума мы с вами знаем.

 

Так какими же качествами должен обладать изобретатель? Во-первых, это всегда человек наблюдательный, умеющий задавать себе вопросы и находить ответы на них. Именно так в древних источниках описан характер Архимеда – величайшего инженера и математика. Человека, изобретениями которого люди пользуются вот уже две с лишним тысячи лет! Так называемый "винт Архимеда" до сих пор применяется для орошения полей в Египте. Выглядит это так: внутрь полой трубы помещается конструкция, похожая на гигантский ледобур. Вращаясь, лопасти захватывают воду и поднимают её вверх по спирали. Точь-в-точь, как упомянутый ледобур выталкивает наружу снежное крошево из будущей лунки.   

Также Архимед вывел знаменитое число Пи, без которого невозможно решение сложных алгебраических задач. Кроме этого, ему принадлежит большой труд о теории рычага и несколько удачных опытов по его применению.

Об одном из них – наша следующая история:

Lapa

Кстати, не так давно группа энтузиастов попыталась воссоздать "лапу Архимеда". Конструкция, собранная по старинным чертежам, доказала свою работоспособность. История, которая долгое время считалась легендой, получила подтверждение.

  

Не секрет, что многие полезные вещи были придуманы в Китае. И удивляться тут нечему. Возраст этой цивилизации насчитывает более четырёх тысяч лет. Достаточно, чтобы присмотреться, подумать и найти удобные решения для множества задач.

Благодаря китайцам человечество получило бумагу и порох, здесь поднялся в небо первый воздушный змей и знаменитый китайский фонарик – точный прототип аэростата. Еще одним великим изобретением Китая стал прибор, без которого не может состояться ни одно серьёзное путешествие. Речь идёт о компасе…

 

Говоря об изобретениях, нельзя не вспомнить имя человека, который не просто явился миру как величайший гений своего времени, но и сумел заглянуть в далёкое будущее. Леонардо Да Винчи – один из самых талантливых представителей эпохи Возрождения.

Кажется, нет такой области знаний, где он не проявил своих способностей. Да Винчи занимался архитектурой и медициной, инженерным делом и химическими опытами. Кроме того, Леонардо прекрасно рисовал и считался неплохим скульптором. Что же касается изобретений, то здесь ему и вовсе не было равных! Считается, что Да Винчи придумал парашют и прототип современного танка, создал прожектор и колёсную повозку, которая двигалась сама по себе.

Leonardo_da_Vinci

К сожалению, большинство изобретений Леонардо так и остались на бумаге. Технологии того времени не позволяли воплотить их в жизнь. Лишь спустя века человечество смогло воспользоваться идеями великого Мастера. К примеру – преодолеть земное притяжение и взлететь подобно птице...

 

Так случилось, что годы жизни Леонардо Да Винчи совпали с появлением понятия, без которого изобретательская деятельность не имела бы смысла. Точнее – не приносила бы никакого дохода. В 1474 году властями Венецианской республики был издан указ об учреждении авторских патентов.

Отныне каждый, кто хотел защитить своё право на изобретение, мог обратиться в специальную палату и получить соответствующую бумагу. Патент выдавался сроком на 10 лет. В течение этого времени никто не мог использовать новинку без согласия автора. С одной стороны это дало возможность изобретателям зарабатывать с помощью таланта, а с другой – породило новый вид мошенничества. Ведь не обязательно было что-то изобретать. Достаточно подсмотреть, зарисовать и первым получить заветный патент!

Считается, что больше других в этом преуспел американский физик и предприниматель Томас Эдисон. Долгое время его считали создателем электрической лампочки. Однако сегодня уже доказано: патент на неё он выкупил за гроши у вдовы настоящего изобретателя – Генриха Гебеля. И это – не единственный любопытный факт из жизни Томаса Эдисона…

  

"Чего только не делает человек, чтобы ничего не делать!" Или вот еще: "Лень – двигатель прогресса". Если вдуматься – эти утверждения не так уж далеки от истины. Философия изобретательства состоит в том, что его плоды должны делать нашу жизнь удобнее и проще.

Так появился автомобиль, который позволил без труда перемещаться на дальние расстояния, и… пульт от телевизора, который избавил нас от необходимости лишний раз вставать с дивана. А сколько таких изобретений описано в трудах писателей-фантастов...

 

А теперь вспомним о человеке, имя которого в России стало нарицательным. "Настоящий Кулибин!" – так у нас говорят о талантливых мастерах-самоучках. А вот самого Ивана Петровича современники называли ни много ни мало "нижегородским Архимедом".

И было за что! Среди его творений – экипаж с велосипедным приводом и фонарь-прожектор для передачи корабельных сигналов. Также Кулибину принадлежит проект невиданного до тех пор моста. Арочная конструкция длиной почти 300 метров должна была соединить берега Невы и при этом не помешать судоходству. Но, как это часто бывает, воплотиться в камне проекту помешала бюрократическая волокита.

Но если о Кулибине слышали все, то имя другого гениального уроженца Нижнего Новгорода известно далеко не каждому. Леонтий Шамшуренков. О нём – слушайте нашу следующую историю:

Shamshur

  

Новое – это хорошо забытое старое. Глядя на историю изобретений, понимаешь, что это на самом деле так. Например, сегодня много говорят о закате нефтяной эры. Что совсем скоро мы поголовно пересядем на электромобили – бесшумные и экологически чистые. Правда, о том, сколько угля и нефти придётся сжечь, чтобы получить достаточное количество энергии, защитники природы посчитать забывают.

Но дело не в этом. А в том, что электродвигатель в автомобиле многие считают веянием современности. Хотя это далеко не так. Электромобиль был создан задолго до появления своего бензинового собрата. Это стало возможным благодаря Борису Семёновичу Якоби – российскому физику немецкого происхождения. В 1834 году он построил первый электродвигатель, пригодный для практического использования. А через 8 лет шотландец Роберт Дэвидсон проехал по улицам Эдинбурга на экипаже, который был запряжён... точнее, "напряжён" электричеством.

В России электромобиль появился в 1899 году. Его создал инженер-изобретатель Ипполит Романов. Машина весила 720 кг – почти в два раза меньше зарубежных аналогов – и развивала скорость до 40 км/ч. При этом заряда батареи хватало на 60 км пути.

А что же бензиновые двигатели? До поры до времени им не особо доверяли. Считали ненадёжными и опасными. Но однажды все изменилось…

К 1890 году Карл Бенц довёл свою машину до ума и запустил серийное производство. При этом он постоянно работал над улучшением конструкции. Чем совершеннее становился двигатель внутреннего сгорания, тем больше поклонников становилось у бензиновых машин. В конце концов, персональные электромобили надолго сошли с дистанции, сохранившись, правда в качестве общественного транспорта – троллейбусов и трамваев.    

Так почему же бензиновые автомобили всё-таки вытеснили электрические? Ровно по тем же причинам, которые сегодня мешают электрокарам стать полноправными хозяевами дорог: малый запас хода, долгий процесс заряжания и слишком быстрый износ батарей. К тому же начиналась эпоха великих войн, а доставить на позиции бочку с горючим гораздо проще, чем протянуть туда электрические провода.

Кстати, именно войны чаще всего вносили коррективы в ход изобретательской мысли… Об этом слушайте подкаст программы "Секретный полигон":

Fedorov 

 

Россия всегда славилась своими оружейниками. Изобретателей и новаторов среди них было немало. Иногда они придумывали такие вещи, которые приводили в изумление даже много веков спустя. Один такой случай произошёл в 1870-х годах. Петербург тогда посетил известный немецкий промышленник Альфред Крупп – "Пушечный король", как его называли. Неудивительно, что первым делом он захотел побывать в артиллерийском музее.

В тот же день его отвезли в Петропавловскую крепость, где находилась экспозиция. Там Круппу пришлось пережить один из самых болезненных ударов судьбы. Его внимание привлекла старинная пищаль под названием "Три аспида". Дело в том, что оружие имело клиновой затвор, то есть заряжалось не с дульной, а с казенной части! Специальный механизм поднимал и опускал металлический щиток, который запирал пороховые газы в канале ствола.

Крупп не поверил своим глазам. Он считал, что затворный механизм такого типа – это его изобретение. Промышленник попытался выкупить пищаль у музея, но в этом ему было отказано. Вот такой привет от русских оружейников XV века получил в конце XIX века Альфред Крупп.

Еще об одном легендарном оружии – наш очередной рассказ. Слушайте:  

1300563712_main

  

Война мобилизует изобретательскую мысль, заставляет искать новые способы превзойти врага. Но не всегда это происходит в стенах лабораторий и мастерских. Иногда решать инженерные задачи приходится прямо на поле боя. И тут помогает еще одно оружие изобретателя – смекалка.

Известно, что во время Первой мировой войны, при недостатке миномётов и мортир, французские солдаты применяли деревянные катапульты. Их делали из подручных материалов прямо на передовой. Средневековые орудия довольно метко доставляли гранаты в окопы противника.

Еще об одном солдатском изобретении, правда, уже другой войны – слушайте наш короткий рассказ:

 

"Голь на выдумку хитра" – еще одна поговорка, которую можно смело применить к изобретателям. В том смысле, что многие технические открытия делаются не от хорошей жизни. Взять, к примеру, калоши! Первым резиновые чехлы для обуви запатентовал англичанин по фамилии Рэдли.

По одной версии, он страдал хронической простудой и всякий раз боялся промочить ноги. По другой – скромный достаток не позволял ему слишком часто менять обувь. Вот Рэдли и придумал, как защитить её от влаги. Он взял плотную материю, пропитал её каучуком и сшил что-то вроде бахил.

Но большой популярности такие чехлы не имели. В жару каучук плавился, издавая неприятный запах. И только с открытием вулканизации калоши стали завоёвывать мир. А вот другой "крик отчаяния" получил признание практически сразу:

scale_600

  

"Всё гениальное – просто". Следующий постулат, которым руководствуется настоящий изобретатель. И это правильно! Простые и удобные решения приживаются гораздо быстрее и надёжнее. А главное – найти их можно в буквальном смысле под ногами. Возьмём хотя бы застёжку-липучку. Происхождение у неё – самое простецкое. Никто над ней голову не ломал, бессонных ночей не проводил. Родилась она в зарослях репейника, куда случайно забрела собака одного очень талантливого человека.

Звали этого человека – Жорж де Местраль. Очищая пса от приставучего растения, Жорж подумал: а что, собственно, позволяет цветкам репейника так крепко держаться за поверхность? Взял увеличительное стекло, и понял – всё дело в маленьких крючочках. Так появилась застёжка-липучка.

Но иногда не приходится даже задумываться. Бывает так, что гениальные идеи рождаются совершенно случайно. Об этом – наш следующий подкаст:      

 

Изобретения – это не только механизмы, но и технологии. Мы настолько привыкли к вещам, которые нас окружают, что совершенно не задумываемся об их происхождении. А ведь однажды кто-то первым заметил, что от сильного нагрева металл становится жидким. Что его можно залить в форму и он эту форму примет. А если долго натирать его поверхность песком, то он еще и заблестит, станет красивым. Наконец, если добавить сюда знание химии, то может получиться настоящее произведение искусства.

Интерьерного, например:

 

  • Напишите нам
    Мы хотим сделать
    Радио ЗВЕЗДА лучше!
    Нам важно ваше мнение!
  • Напишите нам

    Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше - нам важно ваше мнение!

  • Голосование
    Спасибо за участие!
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
  • Фотоальбом
  • Озвучиваем по вашей просьбе

    Оставьте заявку с названием рассказа, который вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА

iTunes

© 2006-2018, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
© 2006-2018, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ «ЗВЕЗДА»
© 2006-2018, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»