В эфире: Ночная радиокнига: М.Загоскин - Рославлев, или Русские в 1812 году
Вс 24 Марта
04:39
Железные дороги: история в звуке

Считается, что первые стальные рельсы на подъездных путях к шахтам и рудникам Колбрукдэйла уложил англичанин Ричард Рейнольдс. Было это в 1767 году.

В России одна из первых чугунных дорог была построена в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске под руководством Аникиты Сергеевича Ярцова. Возить грузы по рельсовому пути было в 12 раз легче, чем по обыкновенным грунтовым дорогам.

В те времена использовалась конная или человеческая тяга, но промышленная революция потребовала больших мощностей. Грузы и пассажиров стали перевозить с помощью паровых машин. Появилась техника – появились и первые железнодорожные профессии:

 

В начале XVIII века были уже и рельсы, и машины с паровыми двигателями. Первым совместить их решил английский инженер Ричард Тревитик. В 1802 году конструкция была успешно испытана, и Тревитик вместе со своим помощником Джоном Стилом решает выпускать паровозы. Успешная модель появляется только в 1808 году. Паровоз с названием "Catch Me Who Can" (Поймай меня, кто сможет) развивает скорость до 30 км/ч. Тревитик строит в одном из парков под Лондоном кольцевую дорогу, где его паровоз соревнуется в скорости и грузоподъемности с лошадьми. Но бизнесмены не поддерживают новое транспортное средство, и Тревитик разоряется.

Шумная и дымная машина только пугает народ. О новом транспортном средстве рассказывают истории одна страшнее другой:

 

Всерьёз к железной дороге стали относиться после войны с Наполеоном, когда много лошадей и весь фураж забрала армия.

Именно в честь победителя при Ватерлоо, прусского фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера назвал свой первый паровоз знаменитый изобретатель Джордж Стефенсон. Было это в 1814 году.

А первые русские паровозы были построены в 1834 году изобретателями отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Но о том, чтобы возить грузы и пассажиров по стране, тогда не было и речи...

 

Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был издан 15 апреля 1836 года. А через полтора года первая в России и шестая в мире железная дорога была официально открыта.

ts13

Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер. Он же провел по трассе первый состав. Его пассажирами были члены Правления дороги и сам император. Путь от Петербурга до Царского села занял 35 минут. За первые три года было перевезено 2,5 миллиона пассажиров, чистого дохода казна получила 360 тысяч рублей.

Царскосельская железная дорога была первой в целой сети железных дорог в России, которые изменили жизнь тихих сонных провинциальных городков:

 

1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 645 километров пути, 34 станции, 190 мостов и два больших вокзала в столицах. Кстати, Ленинградский вокзал в Москве до сих пор не входит в ведение Московской железной дороги и подчиняется Санкт-Петербургу:

 

Петербург-Московская (позже – Николаевская) железная дорога была построена очень быстро. Но какой ценой? Некрасов писал об этом:

 

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

 

Государству дорога тоже обошлась недешево – 67 миллионов рублей, что в те годы было больше трети бюджета страны.

Вину за человеческие жертвы и дороговизну строительства некоторые историки возлагают на тогдашнего министра путей сообщения:

 

1 августа 2013 года на площади у Казанского вокзала был установлен памятник "Создателям российских железных дорог" – императору Николаю I, Ефиму и Мирону Черепановым, Францу Антону фон Герстнеру, Михаилу Хилкову, Сергею Витте и, конечно, Павлу Мельникову, создателю не только железной дороги, но и главных железнодорожных стандартов.

Выдающийся инженер, профессор прикладной математики, академик Павел Петрович Мельников был автором проекта Петербург-Московской железной дороги, он написал первую русскую книгу о железных дорогах и первые Технические условия проектирования станций.

По настоянию Мельникова при строительстве Петербург-Московской железной дороги использовались широкоподошвенные рельсы. Этот профиль рельса потом распространился по всем железным дорогам мира! Мельниковым была установлена ширина колеи – 1524 мм, которая стала единой для всей России.

18 августа (30-го по новому стилю) 1851 года по новой дороге в Москву отправился царский поезд. Путешествие, вместе с остановками, заняло 19 часов. Сколько времени требовалось в разные годы, чтобы доехать от Питера до Москвы?

006

 

С появлением железных дорог на перемещение из пункта А в пункт Б стало уходить гораздо меньше времени. И множество людей, которые раньше никогда бы не решились на это, отправились в комфортные и безопасные путешествия. Именно благодаря железной дороге появились туристические бюро. Первое – открыл знаменитый Томас Кук в 1841 году. Начал он с организации недорогих железнодорожных экскурсий для развлечения членов Английского общества трезвости...

В народе железная дорога долгое время называлась чугункой – первые рельсы делались из чугуна. "Хозяин приехал из Москвы на чугунке", – читаем у Тургенева.

Паровоз поначалу назывался… пароходом. Пример тому сохранился в "Попутной песне" Глинки на слова Кукольника:

 

Дым столбом – кипит, дымится пароход…

И быстрее, шибче воли, поезд мчится в чистом поле...

 

А сам поезд чаще называли машина. Странница Феклуша в "Грозе" Островского называет её "огненным змием" и даже уверяет, что видела у него загребающие лапы. В "Идиоте" князь Мышкин отправляется в Псков "по машине". "Машина" встречается в произведениях Некрасова, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина.  

В творчестве и в жизни Льва Толстого тоже многое связано с железной дорогой:

 

В 1908 году протяженность железных дорог Земного шара превысила 1 миллион километров.

К началу Первой мировой войны Россия по общей протяжённости железных дорог занимала второе место в мире, после США. Но с учетом наших расстояний этого было мало. Сравните: в Германии на 100 квадратных километров территории приходилось тогда примерно 11 км рельсов, в России – в десять раз меньше. К тому же, многие дороги были одноколейными. Особенно невыгодная ситуация была на западных границах. С нашей стороны к границе подходило 13 линий железных дорог, а со стороны Германии, Австрии, Румынии – 32. Мы могли подвести 211 поездов в сутки, а противник – 530.

Перед самой войной был составлен план по развитию железнодорожной сети, но ни времени, ни денег на его реализацию уже не было.

Взгляд на Первую мировую войну из окна санитарного поезда – в "Повести о жизни" Константина Паустовского:

 

Когда фашисты готовили нападение на Советский Союз, они рассчитывали, что транспортная система СССР не справится с перевозками. К примеру, железные дороги Польши перестали действовать уже через четыре дня войны, а Франции – на 11-й день. Но наши железнодорожники продолжали работать в сложнейших условиях. В первые месяцы войны на фронт было переброшено больше 25 тысяч эшелонов с войсками, в тыл эвакуировали 18 миллионов человек и 3 тысячи заводов.

Железнодорожники бескорыстно помогали фронту. Работники Томской магистрали на воскресниках заработали столько денег, что их хватило на постройку эскадрильи самолётов, военного корабля "Сибирский комсомолец", колонны танков и 11 бронепоездов.

Далее – рассказ об одном таком герое-железнодорожнике:

 

В 1943 году на оккупированных территориях Советского Союза началась настоящая рельсовая война. В тылу фашистских групп армий "Центр" и "Север" – а это по фронту около 1000 км – партизаны подрывали рельсы, мосты и станции, пускали под откос эшелоны. Только белорусские партизаны уничтожили 836 эшелонов и 3 бронепоезда. В результате – перевозки противника сократились на 40%. Для охраны железных дорог фашисты были вынуждены бросить дополнительные силы.

podryv1000_d_850

Слушайте рассказ об одной секретной партизанской диверсионной группе:

 

Железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных. Но у поездов длинный тормозной путь, и они не могут уклониться от столкновения. Они могут сойти с рельсов, столкнуться с другим поездом или с автомобилем на переезде – кстати, самая распространенная причина аварий на железной дороге.

Самой первой считается железнодорожная катастрофа, которая произошла 31 июля 1815 года в Англии. Во время демонстрации паровоза "Механический путешественник" на нём взорвался котёл.

А самое страшное крушение поезда произошло зимой 2004 года на Шри-Ланке. Гигантская волна цунами накрыла переполненный поезд. Погибло около 2000 человек...

Об одном крушении, которое произошло по вине пассажира, писал Георгий Чулков в книге "Императоры. Психологические портреты":

 

Первым учебным заведением, которое готовило специалистов для транспорта, стал Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Он был открыт в 1809 году в Петербурге. Железнодорожников готовили в Военно-строительной школе, а позже – в училищах. К началу Первой мировой войны в России было 42 таких училища, а инженеров-путейцев готовили два ВУЗа. Но специалистов все равно не хватало. В Советском Союзе для решения кадровой проблемы придумали необычный способ:

 

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Гертснер выписал форму кондукторов из-за границы. Позже всем железнодорожникам полагался мундир военного образца. Головным убором служила каска. На пуговицах до 1932 года сохранялся знак из скрещенного топора и якоря как память о том, что железные дороги подчинялись Главному управлению водяных и сухопутных путей сообщения. Кондукторам и обер-кондукторам по форме полагался нож на черной портупее. А сейчас – об их должностных обязанностях:

  • Напишите нам
    Мы хотим сделать
    Радио ЗВЕЗДА лучше!
    Нам важно ваше мнение!
  • Напишите нам

    Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше - нам важно ваше мнение!

  • Голосование
    Спасибо за участие!
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
  • Фотоальбом
  • Озвучиваем по вашей просьбе

    Оставьте заявку с названием рассказа, который вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА

iTunes

© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»