В эфире: Информация
Ср 21 Августа
15:34
Паровой трамвай в Москве

Предшественником всех современных московских трамваев была конка – вагон, который тянула по рельсам упряжка лошадей. И долгое время этот вид транспорта устраивал всех, кроме преподавателей и студентов Петровской сельскохозяйственной академии. В те годы эта была самая окраина Москвы. В дождливую погоду лошади застревали в грязи. Вагоны конки были холодными, без оконных стекол, и ветер насквозь продувал пассажиров. Правда, были занавески и брезентовые шторы, но они часто оказывались неисправны. В результате администрация академии настояла на замене конки трамваем. И в ноябре 1891 года по рельсам побежал первый в Москве паровичок – так ласково называли его москвичи. Откуда появилось такое имя, легко догадаться. Это был паровоз, только маленький, напоминающий коробку с трубой, выходящей через крышу. С четырьмя маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль. При езде паровичок шумел, изрыгая клубы дыма и пара. А подъезжая к остановкам, очень мелодично гудел.

595994

Первое время за паровичком бдительно наблюдали. Вдруг будет пугать шумом проезжающих мимо лошадей, и они понесут? К счастью, всё обошлось. Московские лошади хоть и фыркали настороженно, но в целом отнеслись к новому средству передвижения спокойно. Представители транспортной компании проявили редкое знание лошадиной психологии и вынесли вердикт:

"Испуг является не от шума выпускаемого пара, а только от того, что лошадь видит большой экипаж, двигающийся безо всякой понятной причины".

По вагонам паровичка, которые соединялись между собой, ходил кондуктор. В темное время суток вагоны освещались двумя тусклыми свечами. Поэтому кондуктор пользовался ручным фонариком, висевшим у него на груди.

Между академией и компанией, владеющей трамваем, был заключён договор о скидке для студентов и преподавателей. И всё-таки цена проезда была весьма высока. Билет до конечной станции стоил 10 копеек. Для сравнения, в те годы столько же просили за комплексный обед: щи, каша, жареная рыба, чай. Буханка ржаного хлеба – 2 копейки. Мыло – 1 копейка. А зарплата фабричного рабочего была около 10 рублей в месяц. 

Для паровичка были выстроены длинный ангар, слесарный и ремонтный сараи, водонапорная башня по проекту Шухова – того самого, что возвел и телебашню на Шаболовке. На протяжении всей дороги построили нарядные деревянные остановки. Их архитектором был Франц Когновицкий, один из гениев русского модерна. Вместительные деревянные павильоны были выполнены в античном стиле. Пассажиры могли в них отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании паровичка.

Любопытно, что один из этих павильонов сохранился до наших дней! Сейчас это остановка 27-го трамвая на углу Дубков и Красностуденческого проезда. Конечно, павильон много раз перестраивали. Но в нём всё ещё можно разглядеть деревянный шедевр начала прошлого века.

Krasnostudenchesky_Passage_Tram_Stop1

В 1922 году электрический трамвай вытеснил и конку, и паровичок. Прощание с последним было на редкость торжественным. Один из учащихся Петровской академии описывал это так:

"Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень, в июне. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии Фортунатовым запели сочиненный им гимн. Затем с песнями и громкими криками доехали на паровичке до Бутырской заставы – его конечной остановки".

596000

Век парового трамвая в Москве был недолгим. И всё-таки он запомнился горожанам и оставил свой неповторимый след в истории. Уже не старомодная конка. Ещё – не современный электрический трамвай. Забавный младший брат паровоза. Одним словом – паровичок… 

  • Напишите нам
    Мы хотим сделать
    Радио ЗВЕЗДА лучше!
    Нам важно ваше мнение!
  • Напишите нам

    Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше - нам важно ваше мнение!

  • Голосование
    Спасибо за участие!
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
  • Фотоальбом
  • Озвучиваем по вашей просьбе

    Оставьте заявку с названием рассказа, который вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА

iTunes

© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»