В эфире: И. Забелин - Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время
Вс 08 Декабря
00:45
История московского автобуса

Автобус – один из самых привычных видов общественного транспорта Москвы. Его прототипом принято считать конные повозки – линейки, которые появились в середине XIX века и представляли собой внушительных размеров кареты. Внутри устанавливалась широкая скамейка; пассажиры, числом от 10 до 14, садились спиной друг к другу. Летние линейки имели колесный ход, зимние – санный. В 1847 году с Красной площади москвичей начали возить на три стороны: до Смоленского рынка, Покровского моста и Рогожской заставы. По настоянию владельцев каждый транспорт обслуживали двое.

1188276_original

Линейки ушли в историю под давлением конного трамвая. Москву застилали рельсами, конка набирала популярность. Однако уже с 1884 года в Городскую думу стали поступать предложения от предпринимателей, готовых, по примеру европейских городов, организовать омнибусные перевозки. Двухэтажные многоместные экипажи в Москве не прижились: прожекты потонули в кабинетах чиновников. Предлоги были самые разнообразные:

- Московские улицы слишком узкие!

- Ваши омнибусы слишком громоздкие!

- На наших мостовых они долго не протянут!

 

Рельсовое лобби было в Москве весьма сильно и с успехом защищало город от любой транспортной конкуренции. Даже когда двигатель внутреннего сгорания начал триумфальное шествие по улицам белокаменной, общественным транспортом назначили трамвай.

c1c08c52fa0263303d7afd17dd6388bd

Новоявленные автобусы были полностью отлучены от городской черты и удовольствовались пригородными ролями. В 1907 году граф Александр Шереметев первым организовал автобусное сообщение между Марьиной Рощей и Останкиным. Две машины немецких фирм Daimler и NAG ходили в летнее время. Через год Управление городских железных дорог попыталось запустить регулярный автобус в центре Москвы, но бездорожье его доконало за три недели.

Daimler1907

Автобус перестал считаться транспортным изгоем с 24 мая 1924 года. В тот день на маршрут между Пресненской заставой и Серебряным бором вышли несколько импортных машин. По линии курсировали 8 автобусов с интервалом в 6–8 минут. Плата за одну станцию составляла 10 копеек.

Год спустя для внутригородских перевозок в Англии начали закупать 28-местные автобусы Leyland. Они составили основу московского парка.

0005

Импортозамещение грянуло в 1929 году. Моссовет отказался от ввоза английских "Лейландов" и заказал 100 автобусов Ярославскому автозаводу. В отличие от безотказных британских машин, "ярославцы" начали "сыпаться" с первых дней. Положение исправил Завод имени Сталина, и с 1933 года автобусы марки ЗИС стали полновластными хозяевами московских улиц.  

001zis 

Автобус начал выбиваться в транспортные лидеры Москвы с началом массовой застройки городских окраин. К 1960-м годам он обогнал по перевозкам трамвай и троллейбус, а в новых жилых массивах конкурентов просто не имел. В лихие 90-е московский автобус болезненно переживал нашествие маршруток, однако в первой декаде нового столетия восстановил силы и в наши дни с успехом служит горожанам.

 

  • Напишите нам
    Мы хотим сделать
    Радио ЗВЕЗДА лучше!
    Нам важно ваше мнение!
  • Напишите нам

    Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше - нам важно ваше мнение!

  • Голосование
    Спасибо за участие!
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
  • Фотоальбом
  • Озвучиваем по вашей просьбе

    Оставьте заявку с названием рассказа, который вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА

iTunes

© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»